Социальная реклама
Проект «Социальная реклама». Его направления, задачи и функции.
В современном Российском обществе институт семьи переживает глубочайший кризис, который выражается в размывании традиционных внутрисемейных связей между членами семьи и ослаблении внутрисемейных прав и обязанностей. Это приводит к ряду негативных последствий, таких как отсутствие мотивации вступления в брак как таковой; падение престижа семейного образа жизни, подмена понятия семьи партнерством и сожительством вне брака; нежелание рожать детей; пропаганда успешности чрез карьеру и достижения материальных благ вместо реализации через семью. Словом, в современной российской семье главной функцией становиться не ведение совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а личностные отношения между супругами. Все это приводит к ухудшению морального и физического здоровья нации, падению уровня физического воспроизводства и сохранению народа. На эту благодатную почву льется пропаганда личного успеха, которым подменяются традиционные духовные ценности. А потому, появляется острая нужда, даже необходимость заставлять людей вспоминать о моральных нормах, воскрешать в сознании понятие “нравственности”, давать верный курс жизни на здоровый образ жизни, напоминать о гуманности, о том, что нужно оказывать посильную помощь пожилым и больным людям каждый день. Можно сказать, что нам нужна социальная реклама, как способ воздействия на общество. Социальная реклама призвана напоминать о добре, милосердии, пропагандировать здоровый образ жизни, семейные ценности и взаимопомощь. Это мощный инструмент социального воспитания, формирования в обществе принципов морали и нравственности. Кроме того, социальная реклама обращает внимание на негативные явления, призывая обычных граждан по мере возможности бороться с ними, напоминая, что даже самое маленькое усилие каждого человека сделает мир хоть немного лучше.
Оздоровление общества в целом концептуально должно начаться снизу – с пропаганды семейного образа жизни, чтобы людям хотелось создавать и сохранять семью, а также рожать и воспитывать детей.
Проект «Социальная реклама» направлен на:
– содействие государственной политике в сфере улучшения демографической ситуации в России; Преодоление семейно-демографического кризиса, предотвращение его глобальных и катастрофических по масштабам последствий возможно только в рамках приоритетной общенациональной просемейной политики государства, направленной на укрепление семьи, возрождение ценностей семейного (и в особенности многодетного!) образа жизни, сохранения феномена семейной культуры.
– создание позитивных образов, способствующих формированию осознанного стремления супружеских пар к рождению двух и более детей; Как справедливо отмечал известный российский демограф В.А.Борисов: «Автоматическое повышение уровня жизни не приведет к повышению рождаемости… Уровень жизни ─ условие необходимое прежде всех остальных факторов, но недостаточное. …Проблема массовой российской малодетности вовсе не только в реалиях сегодняшней нашей жизни, а в снижении самой потребности большинства семей иметь детей».
– привлечение внимания общества к вопросам укрепление института семьи как наиболее рациональной формы жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации; Рождение детей в семье стало фактором, значительно усиливающим риски оказаться в категории бедных. Установка не спешить с рождением детей стала преобладающей. Во многом от рождения детей сознательно отказываются ради карьеры.
– формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи. Мы понимаем под этим целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Особенно важно формирование общественного мнения в сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни российского общества.
- поддержка традиционных российских представлений о семье и противодействие навязываемым извне ювенальным технологиям, по факту размывающим, а не укрепляющим семью как единицу общества. По справедливому заключению специалиста в области демографического прогнозирования В.М. Медкова: «В этой связи необходимо признать, что острота проблемы семейно-демографического кризиса такова, что она не может быть заморожена и отложена «до лучших времен»…уже через несколько десятилетий мы можем получить совсем другую страну, утратившую связь с традиционной национальной идентичностью, российской культурой и историей.
Задачи:
– укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций внутрисемейных отношений;
– формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, основывающееся на традиционных духовно-нравственных ценностях, преемственность и связь поколений, сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания
- моделирование приоритетности духовных и нравственных ценностей, культуры, здорового образа жизни в семье и их пропаганда
- воспитание у детей и подростков отношения к семье, как к базовой ценности общества, а также формирование осознанного отношения к будущему ответственному родительству как важнейшему средству предупреждения дезорганизации и разрушения семьи, детской безнадзорности, правонарушений детских и подростковых преступлений
- отказ от попыток применительно к российской почве ювенальных отношений между государством, обществом и семьей, обанкротившихся по факту их практического применения в странах Западной Европы. Поскольку их применение в долгосрочной перспективе приводит к размыванию института семьи, нарушает связь между поколениями, приводит к падению рождаемости, делает общество аморфным и нестабильным.
Функции проекта «Социальная реклама»:
Привлечение внимания – проект информирует о том, что ситуация такова, какой является и что на самом деле существуют серьезные проблемы.
Социальная функция – проект направлен на создание сознательности в обществе, формирование другой, желаемой поведенческой модели в отношении конкретной проблемы.
Экономическая функция – проект формирует экономическую выгоду только лишь государству, поскольку на пути к устранению проблем растут государственные блага.
Эстетическая функция - проект в позитивном ключе настраивает на положительную сторону решения проблемы — приятное и хорошее настроение, а негативном ключе полностью обнажает пагубное влияние проблем на каждого индивидуума общества.
Образовательная функция – проект повышает интеллектуальный уровень граждан, давая знания о существующих проблемах и путях, которыми можно их преодолевать, приводя положительные примеры исторических личностей и известных Российских деятелей.
Воспитательная функция – проект направлен на воспитание нужных настроений в обществе и правильного отношения к существующей действительности.
Патриотическая функция – проект, помимо всего прочего, призван взращивать вечные ценности общества, такие, как патриотизм, уважение к истории страны.
Пропаганда – в рамках проекта дается понимание о правильном образе жизни, ведется пропаганда здоровой нации.
Имидж - создается образ особого жизненного стиля и уклада, конкретной модели, которая становится идеалом, то есть успешный человек должен быть здоров, иметь хорошую семью и детей.
Социальная психотерапия - в этом смысле имеется ввиду реклама телефонов доверия, которая призвана дать понять людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, что они могут рассчитывать на поддержку.
Удачная социальная реклама
30 ноября 2010г президент России Дмитрий Медведев, выступая с посланием к Федеральному собранию, отметил Алтайский край, точнее проект социальной рекламы «Они родились третьими», который реализуется в регионе. - Направлена эта социальная реклама на пропаганду значимости многодетной семьи, - рассказали в администрации Алтайского края. - Разработана же она Благотворительным фондом защиты семьи, материнства и детства. Суть идеи такова: на щитах изображены известные люди, которые родились третьими в семье. Кстати, в числе известных россиян: Николай Некрасов, Антон Чехов, Анна Ахматова, Юрий Гагарин. На билбордах есть и наши земляки - писатель Георгий Гребенщиков, киноактриса Екатерина Савинова, сыгравшая роль Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра». Так что, как говорится, положительные примеры на Алтае уже есть.
Вот как о проекте социальной рекламы «Они родились третьими» сказал Дмитрий Медведев:
- По мнению экспертов, главный путь преодоления демографического кризиса – это радикальное увеличение количества семей с тремя и более детьми. Не так давно я видел в Интернете любопытную информацию о проведении в Алтайском крае интересной социальной рекламы. Простая идея, но, на мой взгляд, весьма симпатичная, – рассказать, кто из наших знаменитостей, составляющих славу России граждан, был третьим ребенком в семье. Среди них Николай Некрасов, Антон Чехов, Юрий Гагарин, Анна Ахматова. Без этих великих людей, без их творчества и свершений мир был бы другим, человечество обеднело бы нравственно и культурно.
В современном Российском обществе, где идея личного успеха заменила идею социальной справедливости, движение в сторону возрождения семьи не должно ограничиваться постулатами, что семья и рождение детей – это всего лишь почетно. Сам по себе семейный образ жизни, сохранение семьи как ячейки общества, рождение детей должны стать осознанной потребностью граждан и признаком престижности по сравнению с теми, кто живет по принципу «каждый сам за себя» – без семьи. Именно с такой целью создавался проект «Социальная реклама». Призывая вести здоровый образ жизни, пропагандируя традиционные нравственные ценности и этические принципы, он заставляет людей вспоминать о моральных нормах, воскрешает в сознании понятие “нравственности”, напоминает о гуманности, формирует общественное мнение в сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни российского общества. Подобное стимулирование рождаемости в семье, которую мы понимаем, как брак, официально заключенный между мужчиной и женщиной, позволит значительно улучшить ситуацию с рождаемостью.
Коммерческая польза социальной рекламы.
Многие считают социальную рекламу видом благотворительной деятельности. Однако это не так, благотворительная деятельность ставит целью оказание конкретной помощи неимущим и малообеспеченным, тогда как социальное спонсорство в контексте данного проекта – понятие гораздо более широкое, позволяющее создать в сознании людей образ Вашей компании не только как «компании-благодетеля», но и социально ответственного, социально-ориентированного и надежного бизнеса.
Для многих предпринимателей в России социальная реклама — диковинка или блажь, но в Европе и США уже давно обращаются к ней в рамках PR-кампаний, поскольку реклама собственной социальной ответственности — отличный инструмент достижения лояльности клиентов, формирование позитивного общественного мнения и имиджа компании, а также идентификации и узнаваемости бренда.
Цель проекта «Социальная реклама» — изменить отношение публики к конкретной социальной проблеме, а в долгосрочной перспективе — выработать новые социальные ценности. Эмоциональная насыщенность позволяет быстро и корректно включать людей в систему меняющихся социальных отношений и связей, так что нет ничего удивительного в том, что роль социальной рекламы в вопросе формирования общественного сознания за последнее время значительно возросла. И здесь найдется место для интересов Вашего бизнеса. Поскольку социальная реклама — одна из составляющих PR, есть смысл рассматривать ее не как отдельно существующее явление, а в рамках общей системы маркетинговых коммуникаций, поскольку она позволяет рассказать потребителю, в чем выражается общественная позиция компании или отрасли.
Еще одна выгода социальной рекламы — демонстрация близости компании к другим некоммерческим организациям и хороших отношений с властными структурами, если это нужно для деловых партнеров.
Не будем опускать и тот факт, что социальная реклама, кроме всего прочего, освобождается от традиционного рекламного налогообложения.
Еще одна «коммерческая изюминка» социальной рекламы заключается в косвенных выгодах, поскольку тенденция социальной значимости компаний зашла так далеко, что даже потребительские брэнды начинают обрастать общественным смыслом. Скажем, перед разработкой нефтяного шельфа нефтяная компания, не дожидаясь протестов «Гринписа», сама проводит в стране мощные акции в защиту окружающей среды, заранее лишая противников всех аргументов.
Активная социальная позиция существенно поднимает сплоченность и лояльность как внутри компании: «я хочу там работать», «эта компания думает о последствиях бизнеса», «для этих людей в жизни есть не только деньги», так и во внешней экономической среде организации. Все это соединяется в концепцию, которая представляется вовне и служит серьезным конкурентным преимуществом в современной экономической среде. Ведь чем либеральнее экономика и чем свободнее бизнес, тем сильнее его потребность в создании подобного социально-активного преимущества, поскольку в условиях свободной конкуренции общественное мнение оказывает решающее значение на судьбу корпорации. Наличие такого общественного представления об активной и уникальной социальной сущности корпораций может со временем стать вопросом выживания на рынке.